Маркировка пива: сроки, правила и особенности
Маркировка пива в России началась с эксперимента, который стартовал 1 апреля 2021 году (п.1к Пр-1648). На основе его результатов будет принято решение о введении обязательной маркировки пива и слабоалкогольных напитков.
Зачем нужна маркировка пива
Начиная с 2019 года в России отдельные категории товаров, такие как сигареты, обувь, бельё, лекарства и прочее, подлежат обязательной маркировке. Нанесение кода Data Matrix на товар позволяет отслеживать перемещение товаров от производителя до конечного потребителя.
Эта мера введена государством для борьбы нелегальным производством, что является особенно актуальным в отношении пива. Согласно данным Минпромторга, доля нелегального пива на рынке составляет от 5 до 12%.
В октябре 2020 года президент Российской Федерации поручил провести эксперимент по маркировке пива и пивных напитков, чтобы производители смогли отработать процесс маркирования своей продукции.
По завершении эксперимента маркировка применяться на всех видах пива и слабоалкогольных напитков. Правительство надеется, что это позволит снизить объём продажи нелегального пива, а также увеличить собираемость налогов. Каждый покупатель сможет проверить происхождение бутылки, используя приложение «Честный ЗНАК», просто наведя камеру своего смартфона на маркировку.
Маркировка пива: сроки
Изначально предполагалось, что эксперимент по маркировке пива и пивных напитков будет завершён 31 августа 2022 года. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2022 года № 1466, эксперимент по маркировке пива был продлён до 28 февраля 2023 года включительно.
Планируется, что по завершении эксперимента требования о маркировке пива средствами идентификации станут обязательными для выполнения.
Переход на обязательную маркировку пива будет проходить в несколько этапов:
- С 1 апреля 2023 года — маркировка пива в кегах.
- С 1 октября 2023 года — маркировка пива в стеклянной и пластиковой таре.
- C 15 января 2024 года — маркировка пива в других видах упаковки.
Начнётся обязательная маркировка разливного пива и пивных напитков в кегах. К этой дате производители и импортёры пива и слабоалкогольных напитков, продаваемых в кегах, обязаны зарегистрироваться в системе и описать свои товары в каталоге. К тому же, к 1 апреля 2023 года должны быть полностью настроены процессы заказа и нанесения кодов на товары, включая отчёты о нанесении, оплату кодов и их ввод в оборот.
С этой даты требования о регистрации и наличия описания товара в каталогах коснутся производителей и импортёров пива и слабоалкогольных напитков, упакованных в стеклянную и полимерную упаковку.
Производители и поставщики пива и слабоалкогольных напитков, упакованных в иные виды упаковки также с этой даты обязаны быть зарегистрированы в системе и описать свои товары в каталоге. К этому времени должны быть полностью настроены процессы по заказу кодов, их нанесению на товары с подачей отчёта о нанесении, оплате кодов и вводу в оборот.
В 2024 году в правила маркировки пива добавят новые требования. Планируется, что розничные магазины и другие предприятия, осуществляющие продажу пива и слабоалкогольных напитков, будут должны передавать в систему маркировки данные о продажах c помощью онлайн-кассы:
- с 15 января 2024 года — о выводе из оборота пива и слабоалкогольных напитков, упакованных в кеги;
- с 1 июня 2024 года — о выводе из оборота пива и слабоалкогольных напитков, упакованных в потребительскую упаковку.
Какую роль в маркировке пива играет ЕГАИС
ЕГАИС — единая государственная автоматизированная информационная система — обеспечивает контроль над производством алкогольной продукции. Работу системы обеспечивает ФСРАР — Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка.
Кроме контроля спиртных напитков, ЕГАИС обеспечивает поддержку задач, утверждённых в Федеральном законе от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ. Защита экономики, обеспечение нужд потребителей, повышение качества алкоголя — всё это также входит в задачи ЕГАИС.
В рамках проведения эксперимента по маркировке пива запланирована интеграция Национальной системы маркировки («Честный ЗНАК») и системы ЕГАИС. Предполагается, что объединение двух систем позволит создать единую точку входа, через которую можно будет предоставлять информацию о продажах пива и слабоалкогольных напитков. Цель интеграции — минимизация нагрузки на отрасль.
Какие изменения в ЕГАИС произошли до начала эксперимента по маркировке пива
В 2021 году было введено несколько изменений, которые ужесточили правила работы с ЕГАИС:
- С 15 января прекратился приём документа «постановка на баланс на второй регистр» (кроме документов для устранения пересортицы). Изначально правило планировали ввести ещё 21 декабря 2020 года, но чтобы у участников системы было больше времени на ознакомление с изменениями, дата была перенесена.
- C 1 февраля установлен максимальный срок нахождения накладной в пути — он составляет 60 календарных дней начиная с даты составления документа. В статус «не принято получателем» накладная автоматически переходит по истечении этого срока, а сама продукция при этом возвращается на баланс отправителя.
- С 1 февраля установлен срок на отмену актов списания при обнаружении ошибок — 7 календарных дней.
- С 1 марта в рамках отмены второго регистра для маркированного алкоголя — торгового зала по ЕГАИС — запрещён перевод на него соответствующей продукции, если таковая уже имеется на балансе. Списание такой продукции чеками также было запрещено — теперь для этого нужно обращаться в ФСРАР.
- С 1 апреля установлены два новых правила: запрет на привязку штрихкодов к партии вне рамок пересортицы продукции и полный запрет перевода маркированного алкоголя в торговый зал. По этой причине ФСРАР рекомендовала перевести продукцию в поштучный вид.
Интеграция ЕГАИС с системой маркировки
Первый этап интеграции Честного ЗНАКА с ЕГАИС был завершён в мае 2022 года. 26 октября 2022 года на сайте «Честного ЗНАКА» появилось сообщение о запуске интеграции системы маркировки с ЕГАИС.
Интеграция позволила реализовать передачу из ЕГАИС в «Честный ЗНАК» следующих документов:
- отчёты о производстве;
- заявки о фиксации в ЕГАИС информации о ввозе или перемещении на территорию Российской Федерации пива и слабоалкогольной продукции;
- товарно-транспортные накладные и документы, содержащие коды маркировки.
Как начать работать с пивом в ЕГАИС
Первым шагом к началу работы с пивной продукцией является уточнение правил её реализации в местной налоговой инспекции.
Перед непосредственной работой в системе нужно оформить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП). Оформлением и выдачей УКЭП для руководителей организаций и ИП занимается удостоверяющий центр ФСН. Кроме того, для получения УКЭП можно обратиться к доверенным лицам налоговой.
На портале ЕГАИС нужно перейти в личный кабинет пользователя системы, ознакомиться с условиями и проверить их выполнение:
- Операционная система — Microsoft Windows XP или выше.
- Браузер — Internet Explorer 9.0 или выше.
- Установлен и корректно работает программный компонент ФСРАР-Крипто 3.
- На компьютере вставлен аппаратный ключ.
Если все условия выполнены, то система пропускает к следующему шагу, где нужно ввести ПИН-код аппаратного ключа. После его ввода нужно выбрать необходимый сертификат.
В личном кабинете нужно перейти во вкладку «получить ключ», нажать кнопку «сформировать ключ» и ввести ПИН-код RSA раздела аппаратного ключа (система попросить ввести его дважды).
Далее нужно перейти в раздел «транспортный модуль» и скачать установщик транспортного модуля и установить его. На рабочем столе появится ярлык UTM — универсального транспортного модуля, также он появится в трее, откуда его можно запустить, нажав правой кнопкой мыши и выбрав «Запустить».
Розничная продажа пива через ЕГАИС
Как для организаций, так и для индивидуальных предпринимателей реализация пивной продукции должна соответствовать законодательству. После регистрации в системе ЕГАИС товары учитываться в одном из двух регистров:
- 1-й регистр — товары, находящиеся на складе;
- 2-й регистр — товары, находящиеся в торговом зале.
Как уже было сказано, приём документа «постановка на баланс на второй регистр» с 15 января невозможен, а с 1 апреля перевод маркированной пивной продукции в торговый зал будет запрещён.
Тем не менее фиксация каждой закупки обязательна. При реализации пива обязательным также является ведение учёта и внесение соответствующих сведений в «Журнал учёта объёма розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции». В конце каждого отчётного квартала должна быть подана «Декларация об объёме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи» по форме 12.